Глубина резкости (ГРИП) в фотографии, и Гиперфокальное расстояние

 

ГРИП, глубина резко отображаемого пространства, или просто глубина резкости, область на фотоснимке вдоль оптической оси объектива, где отображаемые объекты выглядят резкими и четкими.

Это одно из основополагающих понятий в фотографии.  Фотограф обязан уметь управлять глубиной резкости, и знать в каких ситуациях какая глубина требуется. Знать тонкости и особенности данного явления.

Пасхальная тема, рекламная фотография, фотонатюрмортНачнем по порядку, во первых данная статья перекликается со статьей «Экспозиция в фотографии», рекомендую ее прочитать, так как многие понятия и явления которые в ней описаны имеют непосредственное отношение к теме которую мы сейчас рассматриваем.

Считается, что резким в фотографии должны быть наиболее сюжетно важные объекты. Например, если в портрете портретируемый окажется не в фокусе, то с большой долей вероятности данный портрет можно будет считать неудачным (на самом деле бывают портреты, где портретируемый может быть не в фокусе, но об этом мы поговорим, когда будем беседовать о композиции в изобразительном искусстве и о языке изобразительного искусства). Или в натюрморте главный объект, на котором держится вся композиция, тоже чаще всего делается резким, и даже ценится, чтобы он был звеняще резким. Вернемся к портрету, считается, что в портрете резкость нужно наводить на глаза модели. Теперь представим такую ситуацию если в фотографии на паспорт, у человека прекрасные очень резкие глаза, но сильно размыты все остальное уши, волосы, кончик носа, то есть глубина резкости очень маленькая, хотя фокусировка произведена правильно. Согласитесь для фотографии на документ такое не допустимо, хотя в арт фотографии это может оказаться удачным художественным приемом. Или другая ситуация портрет снимают на фоне леса или рощи, глубина резкости при этом делается максимально большой, и у нас получается снимок человека, у которого из тела торчат сучки и ветки, то есть и человек и кусты на заднем плане оказались одинаково резкими. А если бы мы сделали глубину меньше, куст на заднем плане оказался размытым, и мы, таким образом, отделили модель от заднего плана и у нас получился не плохой портрет.

Надеюсь теперь понятно, зачем нужно управлять глубиной резкости.

Канцелярские товары, рекламная, предметная фотографияВсё-таки как ей управлять? Основной рычаг управления это диафрагма. Еще на глубину резкости влияет фокусное расстояние объектива, и расстояние до объекта съемки.

Диафрагма, это дырка (многие фотографы ее так и называют) в объективе, которую можно делать больше или меньше по средствам различных приспособлений. Чаще всего используются система лепестков, так называемая ирисовая диафрагма, по аналогии с цветком Ириса, которые располагаются внутри объектива радиально, регулируя диафрагму, мы заставляем лепестки сдвигаться или раздвигаться, закрывая или раскрывая, таким образом, отверстие. Чем больше отверстие, тем больше света через нее попадает на матрицу.

Диафрагменное число обозначается буквой F и определяется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия объектива.

Значения диафрагмы;

f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4, f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64.

Чем меньше значение, тем больше отверстие.

куку

Чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив, и попадает на матрицу.

Чем шире открыта диафрагма и меньше диафрагменное число f, тем меньше глубина резкости и сильнее размывается задний план. И это самый гибкий и оперативный инструмент, с помощью которого можно управлять глубиной резкости, даже не отрываясь от видоискателя.

Но надо понимать, что с разными объективами ГРИП ведет себя по-разному.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. То есть если вам нужно размыть фон в кадре без изменения значения диафрагмы, то нужно взять более длиннофокусный объектив.

А так же, чем ближе камера находится к объекту съемки, тем меньше глубина резкости. Часто при съемке натюрмортов или макросъемке камера располагается близко к снимаемой постановке, а глубина резкости должна быть достаточно большой, чтобы вместить в поле резкости всю постановку, тогда приходится задирать диафрагменное число, что за собой влечет увеличение выдержки. А если снимаемый объект подвижен, например вы снимаете группу насекомых или табачный дым как элемент натюрморта, то, следовательно, чтобы при желаемой глубине резкости, а следовательно, определенном диафрагменном числе, сделать выдержку меньше, дабы избежать размытости  от движения объекта, вам придется увеличить освещенность снимаемой сцены, или все-таки придется отодвигать камеру дальше.

Бывает когда нужно, чтобы ГРИП был очень большой и распространялся на весь кадр, тогда спасает гиперфокальное расстояние,

Гиперфокальное расстояние — это дистанция фокусировки, обеспечивающая максимальную глубину резкости по всему кадру. Когда фокусируются в этой точке, то в фокусе оказывается всё от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

qw9cv598us5oyjwsoi5jy98wu6y98uwsituorjyiwsu45y98w74598yw49iuПрименяется оно, как правило, в пейзажной фотосъемке. В некоторых объективах есть заначек бесконечности, утверждается что, данная точка расположена слегка дальше по шкале чем точка гиперфокала, если выставить на это значение то у нас резким окажется тоже все до бесконечности, но поле резкости перед точкой наведения будет несколько большим чем в гиперфокале, то есть точка гиперфокального расстояния на объективе это начало бесконечности. Некоторые мастера пейзажной фотографии, исходя из вышеизложенного, разделяют гиперфокал и бесконечность как два похожих, но самостоятельных понятия. Гиперфокальное расстояние высчитывается по формуле, а бесконечность выставляется по риске на объективе. Часто расстояние между точкой гиперфокального расстояния и риской точки бесконечности столь мало что теряется смысл в их разделении. Всегда приходится контролировать фокусировку с помощью визуальных сигнатур наведения на резкость, например в камерах SONY «режим выделения контуров», как правило такой способ не подводит.

Однажды я снимал в горах, у меня был объектив из китового комплекта, на нем не было риски бесконечность, а про гиперфокал я тогда вообще не знал, наводил резкость по выделению контуров, получились не плохие кадры, с удовлетворительной резкостью по всему полю до бесконечности.

горы 6ааааабА если отметки бесконечность на объективе нет, тогда можно просчитать точку гиперфокального расстояния по  формуле, как правило, фотографы заранее рассчитывают несколько показателей гиперфокала наиболее часто применимых, делают таблицу, и носят ее с собой.

Рассчитывается гиперфокальное расстояние по следующей формуле; H=F2/(C x A), где H[мм] — гиперфокальное расстояние, F[мм] — фокусное расстояние (не эквивалентное, а истинное), A — диафрагменное число, C[мм] — кружок нерезкости.

Надо сказать, что среди фотографов нет единого мнения, о значении гиперфокала, некоторые считают, что это миф, и при использовании данного метода мало проку (то есть не достигается нужной резкости по всему полю кадра) а корректно работает именно значение бесконечности.

Безымянный_HDR2 аМой опыт подсказывает, что оба способа рабочие, но при выставлении объектива на точку гиперфокала, передний план может быть немного под размытым, что при некоторых случаях построения композиции вполне допустимо. А при выборе объективов для личного пользования, стараюсь, чтобы риска значения бесконечности на них все-таки присутствовала. И как уже говорилось всегда нужно контролировать ситуацию с помощью инструментов визуального контроля резкости, которые присутствуют во всех современных аппаратах имеющих ручные настройки резкости, как правило, они выводятся либо на видоискатель или на дисплей.

И есть такое ощущение, что многие производители объективов ставят риску бесконечности именно на гиперфкальном расстоянии. Просто произведите со своим объективом несколько не сложных тестов, поснимайте на бесконечности и на гиперфокале, и посмотрите на результаты, какие вас удовлетворят больше так и снимайте в дальнейшем. А может, найдете какие ни, будь достоинства в обоих способах, и будете их использовать по ситуации.

Есть еще один способ управления ГРИП, который производится не только по средствам управления камерой, но также по средствам манипуляций с программным обеспечением, с помощью которого производится обработка изображений, я говорю о Брекетинге фокуса. То есть производиться несколько снимков, в которых фокус последовательно смещается. А потом по средствам различных компьютерных программ полученные фотографии сводятся в одну в которой все участки, которые были в зоне резкости соединяются в месте и мы получаем одну фотографию с очень большим ГРИП. Чаще всего таким способом добиваются глубины резкости по всему кадру. Данный способ, как правило, используется предметной съемке или натюрморте, а также при макросъемке.

И так по средствам ГРИП мы можем либо сделать все поле кадра резким, или размыть некоторые участки кадра, можем отделить задний план от переднего, или среднего, и даже разбить всю постановку по планам манипулируя размытостью по средствам предложенных в данной статье средств.

Данная статья на Яндекс Дзен.

Дмитрий Бодяев.

Share Button

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.