Как уже говорилось в предыдущих статьях цифровой фотоаппарат это компьютер, спроектированный так, чтобы с его помощью можно и удобно было фотографировать. И как в любом компьютере в нем есть ряд программ по средствам, которых он работает. На пользовательском уровне мы столкнемся с программами, которые называются режимами съемки. Каждый такой режим задает аппарату, какой либо алгоритм действий, опираясь на который фотограф может производить фотографирование, добиваясь при этом тех или иных требуемых результатов.
Управление режимами происходит по средствам селектора режимов фотокамеры, или как называется по-другому, диск режимов фотоаппарата. В некоторых камерах начального уровня переключение между режимами производится в меню фотоаппарата, но это редкое явление.
Режимы фотосъемки можно разделить на три группы; полностью автоматический режим, сюжетные программы и творческие режимы.
Автоматический режим.
В данном режиме фотограф только наводит камеру на объект съемки, зумирует если надо и нажимает на спуск все остальное камера делает сама. То есть, все настройки экспозиции наведение на резкость, баланс белого, ГРИП камера определяет сама без участия фотографа. В некоторых камерах с возможностью ручных настроек фокусировки можно в данном режиме отключит автофокус, и фокусироваться в ручную. Также камера сама выбирает, когда включить вспышку, что зависит ос степени освещенности объекта съемки и режимов экспозамера, которые камера тоже может выбирать самостоятельно.
Алгоритм, по которому камера выбирает настройки, заложен производителем, то есть не одинаков в разных моделях фотоаппаратов.
На селекторном диске чаше всего обозначается зеленой меткой и надписью «AUTO», но встречаются и другие обозначения.
Как уже отмечалось, этот режим позволяет не задумываться о настройках камеры, что иногда удобно особенно у начинающих фотографов, которые еще не достаточно хорошо ориентируются в настройках аппарата. Но и профи иногда прибегают к его помощи, особенно когда надо мгновенно сделать кадр. Если вы снимаете в RAW формате, то часто даже если камера напортачит, то можно многое поправить во время обработки.
У данного режима есть ряд недостатков, которые сводятся к тому, что камера дружит со своим процессором, а не с вашей головой. Следовательно, все настройки могут оказаться не такими, какими вам хотелось. Фото может оказаться либо слишком темным, либо слишком светлым, фокус может быт не на глазах модели, а где то у него в другом месте.
Ну и так далее.
Но к чести производителей надо отметить, что качество программного обеспечения улучшается от модели к модели от прошивки к прошивке, и камеры в данном режиме делают все меньше грубых ошибок.
Сюжетные (сценарные) режимы.
Сюжетные режимы это такая разновидность автоматического режима, где настройки подбираются таким образом, чтобы быть удобными при выполнении более узких задач, например при съемке портрета или, пейзажа, и даже еще уже, фотографирование закатов.
Но все равно настройки подбирает камера, у фотографа остается минимальное количество настроек зуммирование, иногда фокусировка.
Но то, что данных режимов может в одной камере быть несколько, что, как правило, для любительских аппаратов, или даже много, особенно много бывает в камерах, где нет ручных настроек, расширяет возможности фотографа до определенных пределов, и делается так именно чтобы компенсировать отсутствие ручного управления.
В большинстве профессиональных камер, сюжетные режимы отсутствуют, по той причине, что профи сам в состоянии выставит в ручную настройки, нужным для конкретного кадра соотношении.
И еще важно знать, что в некоторых из данных режимов невозможно снимать в RAW формат (о достоинствах данного формата мы поговорим, как-нибудь отдельно) даже в камерах, где данный формат присутствует. Я когда то попал, впросак снимая панораму в сюжетном режиме «Панорама», был неприятно удивлен, когда выяснилось, что файлы сохранились в JPG формате, и я оказался значительно ограничен в возможностях при обработке данных изображений.
И так какие же они сюжетные режимы? Разные и как говорилось, их может быть довольно много, потому рассмотрим только наиболее часто встречающиеся.
Портретный режим.
Здесь все просто, камера старается отделить фон от портретируемого, для этого выставляется малые числа диафрагмы, соответственно дырка диафрагмы оказывается близкой к максимально большой. Центрально-взвешенный экспозамер, точечная фокусировка, поиск глаз и фокусировка на них.
Таким образом, достигается детальная проработка черт лица, или морды, если портрет животного.
Встроенная вспышка, которую камера решила использовать в данном режиме может оказаться не уместной, и если нет возможности ее отключит, то можно получить плоскую маску вместо живого портрета.
Пейзаж.
Матричный экспозамер, максимально широкий ГРИП (граница резко изображаемого пространства), соответствующее освещению ISO.
Предполагается, что в данном режиме резким должен быть весь кадр до горизонта (так называемое гиперфокальное расстояние).
Тут важно понимать, что пейзаж это иногда совершенно разные композиции, если вы снимаете отдельно стоящее дерево, то не факт что вам нужно чтобы резким было все до горизонта, может, имеет смысл данный сюжет снимать в портретном режиме, хотя формально это конечно пейзаж.
Спортивный режим.
Это режим, в котором удобно делать репортажные снимки, то есть фотографии, в которых предмет съемки постоянно в движении и важна короткая выдержка, чтобы натура не смазалась во время движения, как говорят фотографы заморозить движение.
Тут удобно снимать не только спорт, но любую подвижную натуру, например детей, или белок в парке.
Но если вы вдруг решили что не плохо бы, под размыть натуру, например чтобы подчеркнуть движение, то в данном режиме вас постигнет не удача и вам придется переключиться в другой режим, где выдержка не столь коротка.
Макро
Здесь камера настроится для очень детальной съемки не больших и близко расположенных к камере предметов, или существ (хотя не всегда очень близко), например насекомых. Ювелирные украшения тоже часто снимают в макро.
Тут все тоже не однозначно, в программном режиме можно получат очень не плохие кадры, но камера может ошибиться и получится кака.
Я очень часто снимаю натюрморты на макро объективы, но ни когда не пользовался макро режимом для данного действия, всегда предпочитал ручные настройки.
А как то, путешествуя в горах, мне пришлось весь выход снимать пейзажи в режиме «Макро» просто камера отсырела и переключит ее в другой режим, было просто не возможно, только ручная фокусировка и данный режим, в итоге получились очень даже не плохие пейзажи.
Просто старайтесь творчески подходить к процессу.
И еще понимайте, что каждая модель камеры имеет свой алгоритм съемки в данных режимах, отличный от других камер, даже если камеры одного производителя. Это связано с техническими особенностями аппаратов, далеко не каждый объектив способен качественно размыть задний план, да и светосилы может не хватить, чтобы работать с короткой выдержкой и эффективно замораживать движение. Потому в одной камере на аналогичном режиме может получиться великолепный кадр, а в другой получится, что то непотребное.
Да и сами режимы, как правило, ограничивают фотографа в возможностях, всё-таки они не достаточно гибки и диктуют, как правило, усредненный вариант из иногда очень широкого спектра возможных.
Какой же выход? А выход, кроется в использовании творческих режимов.
Творческие режимы
Программный режим (Р), это, по сути, тоже автоматический режим, но с возможностью вносить коррективы в алгоритм съемки. В данном режиме вы можете управлять некоторыми настройками, даже выставить экспопару (выдержка-диафрагма) и двигать ее (программный сдвиг), но всё-таки не достаточно свободно, как иногда нужно.
То есть вы задаете камере, какую то программу, какие то параметры в пределах, которых она снимает, а она следует этой программе, и если условия съемки резко изменились, то заданная программа может оказаться не удобной или вообще не пригодной для работы в новых условиях.
Но это инструмент с возможностью более тонкого и широкого спектра возможностей для управления, чем просто автоматический режим.
Приоритет выдержки (S), здесь фотографом выставляется выдержка, а диафрагму подстраивает камера. Если вам нужно управлять выдержкой вам сюда. Многие фотографии, в которых размытость движущихся объектов используют как художественный прием, делались именно в этом режиме. И заморозить движение тоже удобнее именно здесь.
Приоритет диафрагмы (А), соответственно в данном режиме фотограф выставляет диафрагму, а выдержку подстраивает камера. Если вам нужно управлять глубиной резкости, а о других настройках задумываться как можно меньше то это, то, что вам нужно.
Портретная фотосъемка с размытым фоном, эффекты с боке часто делаются в данном режиме.
Последние два режима очень удобны во многих ситуациях, а главное они достаточно гибки при том, что настройки в них можно изменять очень быстро. Большинство профессиональных фотографов, особенно кто, работает с репортажной фотографией, пользуются чаще всего именно этими режимами.
Большинство профессиональных фотокамер имеют данные режимы.
В обоих режимах, помимо экспопары вы можете все остальные настройки по желанию настроить на автоматический режим, или оставить ручные настройки, это можно выставить либо в меню, или на соответствующих кнопках или других органах управления отвечающих за управление отдельных настроек вне режимов фотосъёмки.
Ручной режим (М) Тут все в ручную, как выставишь настройки, так и снимет, то есть полный кошмар для тех, кто не умеет ни чего, и полное раздолье для продвинутых пользователей. Выдержка и диафрагма, полностью ручные ни каких предустановок, ориентиры только гистограмма, или шкалы (индикаторы) выбора диафрагмы и выдержки
То есть, ни каких ограничений, максимальная гибкость, можно некоторые настройки, кроме выдержки и диафрагмы, настроит на автомат, например я, всегда пользуюсь автоматическим балансом белого, когда снимаю в RAW формат.
В данном режиме очень желательно хорошо знать органы управления камеры, тогда вы сможете управляться с настройками достаточно быстро, не хуже чем сама камера на автомате. Профессиональные и полупрофессиональные камеры специально разрабатываются так, чтобы органы управления располагались наиболее эргономично, что позволяет очень быстро работать в ручном режиме. При достаточной постоянной и регулярной практике, фотограф работает с настройками на уровне рефлексов, думая только о выполнении поставленной фотографической задачи, а не о том какую кнопку нажать.
Представьте что еще несколько десятилетий назад, в эпоху пленки, фотографы вынуждены были не только выставит настройки, но успеть, предварительно просчитать правильное их соотношение, ни каких подсказок не каких автоматических настроек все в голове и в ручную. Фокус часто, исключительно на глаз, при этом они были ограничены количеством кадров в фотопленке, так разбрасываться кадрами как в цифре было просто не возможно. Да и пред просмотра на дисплее не было, что получилось, узнавали только после проявки и печати. И при этом они умудрялись делать великолепные снимки.
Но надо сказать, что конечно ручной режим чаще используют в студии, где есть возможность неспешно выставить настройки. А при работе со студийными вспышками это не заменимый режим, без которого часто просто не обойтись ни как.
И так теперь вы знаете, в каких режимах возможна работа вашей камеры, у вас появилась возможность осознано выбирать, в каких режимах снимать ту или иную сцену или сюжет. Конечно выбор полностью за вами и возможно он зависит от того какая камера у вас имеется на данный момент, но даже обычная мыльница может делать очень хорошие снимки, в сюжетных режимах. Но если вы хотите от любительских фоток, перейти к профессиональному качеству фотографий, я рекомендую больше снимать в творческих режимах особенно, в ручном. И если у вас аппарат, в котором нет данных режимов, то постарайтесь приобрести камеру соответствующего класса, поверьте сейчас можно найти камеры со всеми описанными здесь возможностями, достаточно продвинутого уровня, за относительно не большие деньги. А если вы хотите зарабатывать на фотографии то тут малыми средствами не обойтись, будьте готовы постоянно вкладывать кровно заработанную деньгу в средства производства.
Удачи всем, снимайте чаще повышайте свое мастерство.