Объективов в природе много, и бывают они разные, иногда довольно привлекательные, часто весьма упитанные, у некоторых бывает хобот, иногда длинный, иногда не очень, а как разобраться в данном безобразии, подскажет данная статья.
А говорить мы будем про объективы для аппаратов со сменной оптикой.
Характеристики объективов
Чтобы понимать, что собой представляет тот или иной объектив надо, прежде всего, научится читать маркировку, которая имеется на каждом экземпляре. Данная информация наносится на объектив именно для того чтобы при взгляде на нее можно было сразу понять что за инструмент у вас в руках.
И так вот несколько примеров маркировок:
18-55 f/2.8
70-300 f/4.5-5.6
50 mm f/1.8
Разберем подробно, что они обозначают.
Первые цифры — это фокусное расстояние. Как известно объективы бывают с переменным и постоянным фокусным расстоянием.
На приведенных примерах, 18-55 и 70-300 это объективы с переменным фокусным расстоянием. Это значит, что фокусное расстояние первого объектива может менять от 18 мм (на «коротком» конце) до 55 мм (на «длинном» конце). Объективы с переменным фокусным расстоянием называются Зум объективы.
Объектив 50 мм — это объектив с постоянным фокусным расстоянием. То есть, приблизить объект съемки не получится, зум отсутствует.
Следующие цифры в маркировке, которые идут через f/ обозначение максимального диафрагменного числа, которое можно выставить на объективе.
На приведенных выше примерах f/1.8 значит, что максимально диафрагму можно открыть до значения 1.8, при этом максимальное открытие диафрагмы не зависит от фокусного расстояния. На некоторых объективах буква f в маркировке отсутствует, надо понимать, что максимальное диафрагменное число указывается в дробях, например 5.6, 3.5, 1.8, а фокусное расстояние целыми числами 18, 55, 300. И порядок написания значений может быть не таким какой представлен в примерах, сначала может быть указано значение диафрагмы, а потом фокусное расстояние, например 1.8/50 где первое значение это f/ то есть максимальное диафрагменное число, а второе это фокусное расстояние.
В некоторых объективах открытие диафрагмы зависит от фокусного расстояния, пример, на объективе 70-300 f/4.5-5.6, что значит, при фокусном расстоянии 70 мм — диафрагма открывается до значения f/4.5, а при увеличении зума до 300 мм, диафрагму можно открыть лишь до значения f/5.6.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние объектива это расстояние от оптического центра до матрицы или плёнки. Измеряется в миллиметрах, проецируется на матрицу через объектив, где формируется в резкое изображение.
Надо понимать, что фокусное расстояние — это физическая характеристика, зависящая от конструкции объектива. Чем оно больше, тем дальше от оптического центра объектива получается резкое изображение объекта, находящегося перед объективом. Тут надо понимать, что постоянной величиной является положение матрицы или пленки, а оптический центр объектива перемещается, в объективах с переменным фокусным расстоянием, потому корректней было бы считать от матрицы, но традиционно, почему то считают от оптического центра.
Классификация объективов
Вообще то классификаций объективов множество по разным признакам иногда некоторые из классификаций мало известны по причине не востребованности большинством фотографов, но если вам все таки хочется вникнуть в глубины фото технологий, то прошу в Википедию там вам подробно расскажут какие и за чем бывают типы и классы объективов статья называется «Объектив». В рамки статьи, которую вы сейчас читаете не входит разбор объективов по всем имеющимся классификациям, мы разберем только наиболее употребимые на практике, такие как, по углу поля зрения (фокусному расстоянию) куда входят; рыбий глаз, сверх широкоугольные объективы, широкоугольные объективы, стандартные, телеобъективы. И по диапазону значений фокусного расстояния, а именно два типа фикс объективы и зум объективы. По назначению, немного коснемся портретных, длиннофокусных и макро объективов.
Фикс объективы
Это объективы с фиксированным фокусным расстоянием, считается, что они дают более качественную картинку, чем объективы с переменным фокусным расстоянием. У таких объективов, в маркировке, указано одно значение фокусного расстояния, например 50мм.
Объективы с переменным фокусным расстоянием (Зум объективы)
С помощью объективов с переменным фокусным расстоянием можно выполнять большее широкий круг задач, или как минимум добавляется возможность приблизить натуру по средствам объектива, не приближаясь к ней, что бывает очень удобно. А иногда без этого просто не обойтись ни как.
У таких объективов фокусное расстояние указано двумя значениями, максимальное и минимальное, пример 70-300 мм.
Часто такие линзы имеют большие габариты, в некоторых при изменении фокусного расстояния габариты меняются, иногда значительно, то есть выдвигается так называемый хобот, от сюда жаргонное длинный и короткий конец.
Рыбий глаз
Это объективы с углом поля зрения 180 градусов и более. Характерная особенность сильная бочкообразная дисторсия (закругление по краям кадра). По сути это сверх широкоугольный объектив, который выделили в отдельный класс, используются они в художественной съемке. А чтобы представить, как работает данный объектив, загляните в дверной глазок, он дает очень похожую картинку.
Сверх широкоугольные объективы
Это объективы с углом поля зрения 83° и более, а фокусное расстояние меньше малой стороны кадра. Данный тип объективов утрирует перспективу, но в остальном дает изображение очень похожее на видимую не вооруженным взглядом. Используется в пейзажной фотографии, при съемке архитектуры, а эффект утрированной перспективы добавляет выразительности кадру.
Широкоугольные объективы
Ширик (на жаргоне), объектив, с углом поля зрения от 63° до 82° включительно, фокусное расстояние которого меньше широкой стороны кадра.
Данный тип объектива очень универсальный, и используется от съемки пейзажа до портретной фотографии, сильных искажений перспективы он уже не дает, а тем не менее охват достаточно широкий, можно снимать групповые портреты, но и одиночный тоже не проблема, а можно фотографировать широкие пейзажи, везде он хорош. Часто фотографы имеют по несколько шириков разных калибров под разные задачи.
Стандартные (нормальные) объективы
Стандартный это объектив с фокусным расстоянием 35—70 мм, Самый популярный из данной группы и давно уже ставший классикой или стандартом это объектив с фокусным расстоянием — 50 мм, и не только объектив вообще данное значение, наиболее востребовано. Угол поля зрения нормального объектива от 40° до 60° (часто около 45°). Считается, что их угол зрения совпадает с углом зрения человеческого глаза, что составляет примерно 46 градусов. То есть картинка получается максимально похожей на, то, что мы видим в натуре. Фиксы из данной категории, как правило, имеют большую светосилу, что позволяет быть меньше привязанным к вспышке. И еще эти объективы часто достаточно дешевы, наиболее привлекательны по соотношению цена качество.
Телеобъективы
Объективы с фокусным расстоянием от 70 мм относят к телеобъективам (телевик или телик на жаргоне). Это большая группа стекол, в которой есть как объективы, которые относят к портретным, так и длиннофокусные объективы, с фокусным расстоянием до 300 мм предназначенные для съемки удаленных объектов, и сюда же входят сверх длиннофокусные с фокусом больше 300 мм.
Портретные объективы, часто, это условность, скорее речь идет о диапазоне, в котором удобнее снимать портрет на длиннофокусные объективы. Как правило, это объектив с фокусным расстоянием 85—150 мм и углом поля зрения 16°—28°. Для портретного объектива считается важным красивое боке способность размывать не резкие объекты в кадре.
Длиннофокусные объективы используются помимо портретной съемки для широкого круга задач, пейзаж, репортажная съемка, фотографирование дикой природы, в общем, везде, где нужно приблизить снимаемый объект, по средствам оптики, и нет возможности подойти к нему фотографу.
Макро объективы
Это объективы, предназначенные для фотографирования мелких предметов, натюрмортов, все возможных мелких животных, например насекомых, то есть макромир, как правило, обладают фокусным расстоянием от 50 до 180 мм. Хотя некоторые фотографы, умудряются использовать данные объективы, по мимо прямого назначения, и как портретные, и для съемки пейзажей.
Многие объективы комплектуются Блендой это такое приспособление которое одевается на объектив , и защищает его от попадания излишних мусорных лучей света, очень полезное приспособление не пренебрегайте им.
Также в маркировке объектива указывается диаметр резьбы для светофильтров например Ø49, это значит что на данный объектив подойдут светофильтры только с аналогичной резьбой а значит и маркировкой.
Очень важно знать и понимать что сменные объективы крепятся к тушке фотоаппарата по средствам байонета. Байонеты у объектива и камеры должны быть совместимы иначе они не смогут быть подсоединены друг к другу. Дело в том что у каждого производителя камер свой байонет не совместимый с другими.
Но все таки их можно совместить по средствам переходников.
Как уже говорилось, мы не рассматривали в данной статье всего спектра объективов и их классификаций, мы рассмотрели только наиболее часто используемые, которые могут пригодиться начинающему фотографу. Хотя надо сказать, что редко кто из даже именитых мастеров фотографии имеет, а тем более использует весь спектр объективов из перечисленного списка, как правило, используют два три регулярно, а остальные по обстоятельствам и часто ни когда. Самый распространенный набор, это какой ни будь Ширик, стандартный, часто Фикс, и Телиик или Телевик кто как называет. Хотя встречаются гурманы, которые имеют огромный набор и постоянно его пополняют.
Словом, рекомендую не кидаться покупать все, по снимайте на объектив из китового набора, снимайте на него до тех пор, пока не появится потребность в другом объективе, в каком покажет время, тогда и будете выбирать тот, какой наиболее подойдет для соответствующего круга задач.
Помню мой первый объектив, был фикс 50 мм еще на пленочном фотоаппарате «Зенит», и я умудрялся снимать на него буквально все от макро, до пейзажа, от портрета до натюрморта, и получалось иногда очень не плохо. Когда у вас один, но универсальный объектив, особенно фикс, ваш творческий потенциал, вынужден решать все возможные задачи, которые встают перед фотографом в условиях отсутствия выбора оптики. Некоторые педагоги обучающие искусству фотографии, рекомендуют данный подход как упражнение.
Снимайте чаще, и удачных всем снимков.
Дмитрий Бодяев.