Что такое RAW а также JPEG и TIFF достоинства и недостатки

 

Raw, в переводе с английского, «сырой», то есть не обработанный.

Это такой формат, файла который позволяет сохранить максимально много информации непосредственно с матрицы, без обработки. То есть, Raw-файл собой представляет набор числовых значений, снятых с матрицы, и ни каким образом не измененный.

Информации на данном формате сохраняется значительно больше, чем в любом другом, что расширяет возможности редактирования кадра значительно и даже позволяет исправлять некоторые ошибки допущенные при съемке.

Если камера сохраняет изображение в форматах JPEG или, например TIFF то все равно перед этим она сняла информацию с матрицы и обработала ее именно в Raw формате, а потом сохранила ее в других форматах.

Возможность сохранять кадр в Raw формате имеется только в профессиональных и полупрофессиональных камерах. И предоставлена данная возможность, именно для того, чтобы профессиональный фотограф мог обработать кадр, так как он считает нужным, не опираясь на стандартный алгоритм обработки, заложенный в процессор камеры производителем, таким образом, достигается большая свобода и гибкость при обработке снимка.

Raw-файл значительно больше чем JPEG, по тому он занимает больше место на карте памяти, следовательно таких файлов на нее поместится меньше, чем файлов JPEG или TIFF.

Это можно отнести к недостаткам данного формата, еще один недостаток это тот факт, что данные форматы не стандартизированы, каждый производитель имеет свой стандарт Raw и даже каждая новая камера часто имеет свой уникальный формат. Что за собой влечет следующие последствия, а именно, для обработки Raw-файлов используются специализированные программы, Raw-конвертеры, каждая камера, имеющая Raw  стандарт, снабжается софтом для обработки данного вида файлов. Использование уникального программного обеспечения не всегда удобно, комфортней все этапы обработки делать в одной программе. Но, нет худа без добра, многие программы, используемые для обработки фотографий могут обрабатывать данный тип файлов сами или по средствам приложений. Но тут тоже есть свои подводные камни если у вас камера последней модели только что вышедшая на рынок, то возможно в Raw-конвертерах сторонних производителей еще нет обновлений, позволяющих обрабатывать Raw данной камеры, и вам придется все равно пользоваться прилагаемым к камере уникальным софтом. Есть мнение, что именно уникальный софт позволяет обрабатывать данный формат файлов наилучшим образом, хотя это спорное утверждение, такие Raw-конвертеры как Adobe Camera Raw, или Adobe Lightroom дают полный спектр возможностей для обработки данных файлов, а список камер Raw файлы которых можно обрабатывать в данных программах постоянно дополняется при новых обновлениях.

RAW файлы не возможно сразу напечатать, они просто не предназначены для этого, чтобы напечатать фотографию с данного файла его надо перевести в другой формат.

Высокая разрядность.

Разрядность, или глубина цветности, определяет, сколько уникальных оттенков цвета доступны в палитре изображения, используемых для определения каждого цвета (канала). Размерность глубины цвета – «бит на пиксель» или английское сокращение (bpp), часто указывается значение (bit) подразумевая (bpp), например: 8 bit на канал.

Дело в том, что современные камеры записывают каждый цветовой канал с большой битовой точностью от 12 bit и больше, а в файлах JPEG используется всего 8 bit. Следовательно, при обработке в Raw-конвертере имеется возможность оперировать гораздо большим количеством цветовых оттенков на канал, чем потом будет использоваться в JPEG, таким образом можно более широко и свободно изменять при необходимости данные параметры и добиваться более точных настроек.

Тоже касается и цветового охвата, количество получаемых в Raw цветовых сочетаний гораздо больше, чем в JPEG или TIFF что также дает широкие возможности для корректировки цветов.

То есть у фотографа, работающего с Raw файлом в конвертере, имеется возможность коррекции баланса белого, контраста, насыщенности, яркости и уровня шума и добиваться тех же результатов как если бы установки были сделаны на камере во время фотографирования.

Экспозицию тоже можно корректировать до определенных пределов и достаточно широко, при условии, если во время фотографирования не было допущено вопиющих и очень грубых ошибок в виде полной потери информации на некоторых участках снимка, имеется в виду провалы в цветах или тенях.

Также во многих конвертерах возможна корректировка (исправление) всевозможных искажений привносимых в кадр объективом (перспективные искажения, виньетирование, хроматические аберрации).

Также важно понимать что данная обработка производится, как правило, на мощных компьютерах которые гораздо производительней процессора камеры, а следовательно можно использовать более сложные алгоритмы обработки, и добиваться потенциально более впечатляющих результатов.

Немного о JPEG и TIFF.

JPEG формат который удобен и популярен в основном из-за того что он очень компактен, то есть алгоритм сжатия таков что позволяет получить очень маленький файл. Но тот же алгоритм сжатия является причиной многих недостатков данного формата. А именно при каждом пере сохранении файла часть информации очень маленькая теряется или деформируется, что малозаметно в единичных случаях, но если файл пере сохранить несколько раз, то искажения могут быть весьма заметные. Еще к недостаткам данного формата можно отнести возможность работы только с изображениями 8 bit, что значительно ограничивает возможности редактирования.

TIFF данный формат более удобен в обработке, чем предыдущий, можно обрабатывать изображение не только 8 bit но также 16 bit и даже 32 bit. Также можно сохранять изображение с сохранением слоев. И еще данные файлы можно пере сохранять сколько угодно, но качество при этом не теряется. Плата за все это прелести является большой вес файла.

Из личного опыта.

Иногда приходится снимать с настройками камеры, при которых изображение заведомо более темные по сравнению с теми которые предполагается получить после обработки, иногда разница значительная, и ни какими другими форматами кроме Raw работать по такому алгоритму было бы не возможно.

Рекомендую после обработки в Raw-конвертере, не спешите переводить изображение в JPEG, целесообразней сохранить в TIFF с разрядностью 16 бит. Дело в том, что тогда у вас сохраняются достаточно большие возможности при дальнейшей обработке изображения в графических редакторах, хотя и меньшие чем в Raw формате, но все-таки гораздо более широкие, чем в JPEG. Да и пере сохранять  TIFF можно до бесконечности, без потери качества, чего не скажешь о JPEG. В JPEG, как правило, сохраняют уже окончательно обработанный файл, который в дальнейшем будет либо печататься или загружаться, например в интернет.

Осваивайте Raw-формат и удачи всем.

Share Button

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.