В фотографии часто бывает, что не бывает, а бывает, что бывает, и что с этим делать?!!
Сегодня мы поговорим о Балансе белого и Цветовой температуре.
Баланс белого (подразумевается баланс белого цвета) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.
То есть вы перед съемкой должны настроить камеру таким образом, что бы в процессе фотосъёмки у вас получился кадр максимально приближенный к тому, как выглядит сцена, которую вы снимали, в данном случае имеется в виду цветовая составляющая.
Чтобы понимать, о чем речь нам придется рассмотреть такое понятие как Цветовая температура.
Основными источниками света в природе являются нагретые тела, в лампе накаливания это вольфрамовая нить, в неоновых, галогенных лампах это газ, на солнце это плазма. Светом называется электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нм. Все что ниже 440 нм называется ультрафиолетовым излучением и человеческим глазом не воспринимается. А что выше 700 нм называют инфракрасным излучением и человек его тоже не видит.
Качественное состояние света принято называть цветовой температурой.
Цветовая температура, это спектр видимого излучения абсолютно черного тела, который зависит от температуры нагрева, измеряемой в Кельвинах (К). Она характеризует спектральный состав излучаемого света. То есть, указывает на цветовой оттенок теплового излучения исходящего от источника. Чем выше значение K, тем холоднее свет.
Пришла данная технология измерения в человеческий обиход достаточно давно, с развитием кузнечного дела. Во времена, когда не было приборов, с помощью которых, можно было измерить температуру нагретого метала, о силе нагрева судили по цвету, который приобретает свет, исходящий от нагретого метала (не путать с цветами побежалости) при определенных температурах, тогда шкала начиналась от, темно красного повышалась до, оранжевого, а потом до, оранжево-белого. Видя, какой цвет у, метала, кузнец понимал какую относительную температуру, имеет данный нагретый кусок металла. Хотя точной числовой шкалы тогда еще не было.
Потом от кузнецов эстафету в изучении данных явлений перехватили ученые и выяснили, что данная шкала значительно шире. Оказалось, что если нагревать тела сильней чем в кузнице, то после бело-оранжевого, будет бело голубой, то есть, от теплых, к холодным спектральным оттенкам. Получилось, что данную технологию можно применить к измерению всего спектра световых излучений, который человек сможет воспринять не вооружённым взглядом, на этой шкале появились числовые значения, соответствующие температурной шкале Кельвина.
Вы скажете, а нам то, что до всех этих интересностей, дело в том, что все естественные и искусственные источники света, которые будут формировать вашу картинку в кадре, имеют свою цветовую температуру. А чтобы вы могли управлять процессом правильной цветопередачи, и придумали такую штуку как баланс белого, а этот самый баланс белого тоже измеряется в цветовой температуре, то есть в Кельвинах.
Вот список цветовых температур различных источников света.
Цветовая температура Источник света
1000-2000 K ————————— свечи
2500-3500 K ————————— лампы накаливания
3000-4000 K ————————— восход и закат (чистое небо)
4000-5000 K ————————— флуоресцентные лампы
5000-5500 K ————————— вспышка
5000-6500 K ————————— дневной свет при чистом небе (солнце в зените)
6500-8000 K ————————— умеренная облачность
9000-10000 K ———————— тень или сильная облачность
Мы выяснили, что баланс белого это инструмент цветокоррекции, но почему называется именно баланс белого, а не как то по-другому, подразумевается, что в результате установки правильного баланса белого мы добиваемся такого результата, чтобы на снимке белые цвета выглядели белыми, то есть белый в данном случае является эталоном.
В современных цифровых камерах баланс белого регулируется достаточно просто. Вот список стандартных настроек, которые бывают во многих современных фотоаппаратах.
- Авто — автоматический режим.
- Дневной свет – в данном режиме камера будет повышать температуру в теплую сторону.
- Облачно – корректировка под условия освещения в облачную погоду, может быть несколько режимов сильная, слабая, средняя облачность.
- Тень – похожа на предыдущую настройку, корректировка для съемки в условиях густой тени.
- Лампа накаливания – камера пытается скорректировать картинку под условия освещения лампой накаливания, которая дает очень теплый тон, следовательно, настройки поползут в холодную сторону.
- Флуоресцентные – во многих камерах данная настройка разделена на несколько, то есть например, флуоресцентный холодный, теплый, и в таком духе, может быть предложено несколько настроек.
- Вспышка – корректировка под стандартную температуру вспышки 5500К.
- Цветовая температура — ручная настройка баланса белого, устанавливаемая фотографом, в некоторых камерах может быть насколько вариантов подобной настройки, например из списка последовательных значений температур по шкале, или из предложенного цветового круга.
- Пользовательская настройка — установка по серой карте или другому среднему эталону.
В каждом фотоаппарате имеется набор предустановок с помощью которых можно выставить баланс белого для многих стандартных ситуаций. То есть не требуется точно знать какую цветовую температуру надо выставить в настройках, достаточно знать, что мы снимаем, например, в тени, или на солнце, а может в лучах флуоресцентной лампы, тогда мы можем просто выбрать из списка в меню пункт соответствующий данным условиям освещения, и задача решена.
Такой способ применяют многие фотографы, он удобен, можно очень быстро менять настройки, не требует точных замеров, можно прямо в видоискателе или на дисплее посмотреть какой из режимов больше всего подходит для каждой конкретной ситуации.
Минус такого способа это приблизительность, выставить более точные значения если требует ситуация нельзя.
Можно поставить автоматический баланс белого, и в большинстве ситуаций такой подход срабатывает камера, сама выставляет баланс, вам остается только нажать спуск. Но и у такого способа есть минус, иногда камера ошибается, особенно в сложных условиях освещенности.
Надо сказать, что оба описанных способа достаточно хороши и удобны, но иногда могут работать не корректно, и тут надо понимать, если вы снимаете в JPEG или TIFF тогда очень трудно или вовсе не возможно будет откорректировать не точности или ошибки, следовательно, возрастет процент брака. Другое дело, когда съемка ведется с сохранением файлов в формате RAW, тогда корректировки возможны без потери общего качества. И очень многие профессиональные фотографы пользуются такой возможностью, то есть снимают в автоматическом режиме баланса белого или в режиме предустановок, с сохранением кадров в формате RAW, а точный баланс белого выставляют в RAW-конвертерах, это удобно, если снимать приходится в ситуации, когда времени на настройку камеры мало, например, в репортажной фотографии.
Но в продвинутых камерах профессиональных или полупрофессиональных есть возможность выставить очень точно совершенно определенную температуру. Как правило, такой способ работы используют в условиях студии, когда точно известна цветовая температура осветительных приборов.
Многие фотографы практикуют такой способ настройки баланса белого как Нейтральный эталон, это когда в кадре выбирается объект, который является предположительно нейтрально серым, и по нему производится настройка.
Но можно нейтральный эталон не выбирать, а носить всегда с собой, имеется в виду такой инструмент как Серая карта, и если нужно по ней можно выставлять баланс белого, особенно это удобно в постановочной фотографии, когда имеется свободный доступ к снимаемому объекту и не надо торопиться с настройками.
В разных камерах настройка баланса белого производится по своему, как правило, имеется меню, в котором вы можете выбрать вариант настроек или уже готовые предустановки. В профессиональных и полупрофессиональных камерах, часто имеется кнопка, которая открывает меню выбора вариантов установки баланса белого, что ускоряет настройки.
Названия настроек от производителя к производителю могут меняться, хотя большинство из них аналогичны и интуитивно понятно какой пункт меню, каким настройкам соответствует, например пункт который в данной статье описан как «Цветовая температура» может называться «Kelvin», или «Лампа накаливания» могут обозвать «Tungsten». Просто откройте руководство для пользователей к вашей камере и найдите там, как осуществляется настройка баланса белого в вашем аппарате.
В данной статье не описаны методы работы с балансом белого в графических редакторах и RAW-конвертерах, про это в свое время будет статья, и так как тема широкая то возможно не одна.
Еще рекомендую почитать о взгляде на колористику и цвет ведение, у живописцев это не заменимый опыт, окунутся в него будет очень полезно для понимания как цвета взаимодействуют в пространстве кадра (картины), например, поищите Г.В. Беда, «Живопись» рекомендую такие главы как «Цветовые отношения», «Общее тоновое и цветовое состояние освещенности».
Кстати у художников есть ряд способов и методов, помогающих правильно оценивать цвет и тон в натурной постановке, и упражнения для постановки взгляда художника, думаю, фотографам это тоже будет полезно знать. Надеюсь когда ни, будь, я напишу на данную тему, но это тоже будет другая статья.
Всем успехов, в том числе творчески. Дерзайте!
Дмитрий Бодяев.